[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
О военной технике
Chief Дата: Понедельник, 13.10.2014, 11:22 | Сообщение # 1
Администраторы
БМП перспективы развития в XXI веке

Сегодня во многих странах мира продолжается поиск новой концепции бронированной техники. Не является исключением и Россия. При этом заявления официальных лиц о перспективах развития российских вооруженных сил достаточно противоречивы и проследить в них за перспективами развития отечественной бронетехники достаточно сложно. При этом точно известно, что современные российские бригады будут представлены тремя основными типами: легкими, средними и тяжелыми. Последние будут оснащаться машинами только на гусеничном ходу, в том числе и БМП.

Боевые машины пехоты (БМП) впервые появились как вид бронетехники именно в нашей стране. Основоположником данного вида техники стала советская БМП-1, которая была принята на вооружение в 1966 году, на Западе первопроходцем в этом классе стала немецкая БМП «Мардер», которая поступила на вооружение бундесвера в 1969 году. Концепция БМП предполагала их использование на поле боя в одних порядках с танками. Данные машины должны были служить транспортным средством с броневой защитой для пехотных частей, обладая при этом достаточно сильным комплексом вооружения.

БМП перспективы развития в XXI веке


БМП-1

В последующем данная концепция в целом подтвердилась. Октябрьская война на Ближнем Востоке в 1973 году доказала, что появление на поле боя большого числа пехотинцев, вооруженных РПГ и ПТРК, во много раз повышает роль БМП, так как без проведения зачистки поля боя от вражеской пехоты танки теперь воевать не в состоянии. Одновременно с этим выяснилось, что БМП очень уязвимы для средств поражения. Броню их в состоянии пробить не только РПГ и ПТУРы, но снаряды мелкокалиберной артиллерии, которые не в состоянии причинить какой-либо вред танкам. Помимо этого выяснилось, что под определенными углами броня БМП уязвима даже для стрелкового оружия, а борт БМП-1 с короткой дистанции можно пробить из обычного АК.
Дальнейшие конфликты только подтвердили эти выводы. Выяснилось, что БМП в их нынешнем виде не подходят не только для участия в танковых сражениях, но и для борьбы с партизанскими формированиями, так как последние также обзавелись противотанковыми средствами поражения в больших количествах и способны вести интенсивную минную войну. Хорошо это проявилось в Афганистане, где советские солдаты ввели новую расшифровку БМП – «братская могила пехоты», окончательно эти выводы были закреплены во время 2-х чеченских кампаний. Сегодня ни одному пехотинцу не придет в голову залезать внутрь БМП, при том, что эта машина и была создана для защиты солдат на поле боя. В настоящее время выжить в отечественной БМП при подрыве на мине или при попадании снаряда можно только в том случае, если человек сидит на броне. При нахождении внутри шансов у десанта практически нет, «картонная» броня боевых машин пехоты не защищает, а, скорее, убивает.

Это утверждение в равной степени относится ко всем советским БМП, начиная от БМП-1 и заканчивая самой современной из них БМП-3. Достаточно взглянуть лишь на такой их параметр, как вес, чтобы понять, почему Минобороны не испытывает оптимизма и особого желания для массовых закупок БМП-3. Последняя машина серии БМП-3 весит 18,9 тонны, а ее бортовое бронирование в состоянии выдержать попадания пуль калибра до 7,62 мм. В то же время американская БМП M2A3 Брэдли весит уже 36,9 тонны, а немецкая БМП «Пума» весит от 31 до 43 тонн в зависимости от модификаций. Не надо быть экспертом в области бронетанковой техники, чтобы сделать выводы о том, что бронирование современных западных образцов БМП гораздо более внушительно.

БМП перспективы развития в XXI веке

БМП-3

При этом всем БМП до определенного момента были присущи одни и те же недостатки. Любой гражданский, оказавшийся в десантном отделении БМП, отмечает два основных момента: «как же вы здесь сидите?», заметьте, даже не воюете, а просто сидите, а второй «здесь же ничего не видно!», по сути, так оно и есть. Проблема с объемом внутреннего пространства, в том или ином виде, актуальна до сих пор, с обзором же дела по мере развития техники, компьютеров и микроэлектроники начали налаживаться.

Еще одной особенностью всех ранних БМП была возможность десанта вести огонь в движении через специальные бортовые амбразуры. При этом о точности такого огня говорить не приходилось. Многие знающие люди говорили, что единственным объяснением такому огню была возможность психологически разгрузить десант, заняв людей, по сути, бессмысленными, но азартным делом. Такой подход был свойственен всем БМП, в том числе и американцам, однако на практике оказалось, что единственным видом боя, который может вести десант, не спешиваясь с БМП, является «последний». На сегодняшний день от амбразур в бортах отказались все. Они либо отсутствуют изначально, либо закрыты навесной броней. Так, отечественная БМП-3М получила дополнительные бортовые экраны, которые в состоянии защитить десант от попадания пуль калибром до 12,7 мм.

БМП с повышенной бронезащитой

Первой страной, где возникла мысль сделать БМП на базе танка с аналогичным уровнем бронезащиты пехотинцев, стал Израиль. Для данной ближневосточной страны возможность крупномасштабных танковых сражений и противопартизанских операций актуальна всегда. Последние боевые действия в Ливане в 2006 году против партизанских формирований, имеющих на вооружении множество противотанковых средств, это только подтвердили. При этом в Израиле очень бережно относятся к личному составу.

БМП перспективы развития в XXI веке

БМП "Намер", Израиль

Именно поэтому на вооружении ЦАХАЛ сначала появилась БМП «Пума» на базе танка «Центурион», предназначенная для перевозки к месту «работы» саперов, а затем была создана БМП «Ахзарит» на базе трофейных советских Т-55, которая из-за отсутствия пушки иногда классифицировалась как БТР. Экипаж «Ахзарита» составлял 3 человека, десант – 7 человек. Масса 44 тонны, что на 16 тонн больше, чем у Т-55 без башни, такой большой вес объясняется значительным усилением бронирования.

На «Ахзарит» устанавливался американский дизель, благодаря чему в корме с правого борта появлялся проход для десанта. Вооружение состояло из 4 пулеметов калибра 7,62 мм, 3 из которых размещались на турелях над люками десантников, а еще 1 автоматически управлялся изнутри БМП.
В настоящее время на вооружении израильской армии стоит один из самых тяжелых БТР/БМП – «Намер» (с изр. Леопард), разработанный на шасси танка «Меркава Мк4». Вес бронемашины достигает 60 тонн, бронирование полностью соответствует танковому. «Намер» обладает экипажем из 3 человек и способен перевозить до 9 человек десанта.

Очевидно, что в качестве ответа Израилю в Иордании также была создана БМП на базе «Центуриона». Иорданская машина получила название «Тимсах», ее масса составила 47 тонн, экипаж – 3 человека, десант – до 10 человек. БМП получила на вооружение пушку калибра 20 мм и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм.

Несколько лет назад интересная разработка была представлена на Украине. Соседи танкостроители представили на суд публике БМПТ-84. Данная БМП создана на базе танка Т-84 (украинский аналог танка Т-80). При этом, если на израильских и иорданских БМП основное вооружение демонтируется, то украинский вариант сохранил его полностью, включая мощнейшее 125-мм орудие (сокращен был лишь боекомплект до 36 выстрелов). При этом данный образец бронетехники способен перевозить 5 человек десанта.

БМП перспективы развития в XXI веке

БМПТ-84, Украина

Российский подход

По мнению экспертов, БМП сегодня отводится 2 основных функции на поле боя – действие в роли легкого танка. В этом случае БМП сопровождает танки в атаке и уничтожает те цели, по которым недостаточно эффективно или дорого использовать основное танковое вооружение. Вторая функция – это доставка бойцов в относительной целости и сохранности непосредственно в опорные пункты противника, которые необходимо захватить.

В России в последние годы попытались разделить две эти функции. В конце 90-х годов прошлого века «Уралвагонзавод» представил на суд военных разработку, не имеющую зарубежных аналогов – БМПТ «Терминатор» (боевую машину поддержки танков), созданную на базе танка Т-72. Данная машина не является БМП, поскольку не предназначается для перевозки пехоты, но она выполняет функцию поддержки танков на поле боя и создана, по сути, именно для замены пехоты. Имея танковое бронирование и мощное вооружение: две 30-мм пушки, два гранатомета АГС-17, четыре ПТРК «Атака», которые способны поражать также низколетящие штурмовики и вертолеты, данная машина могла бы эффективно прикрывать танки на поле боя, в том числе и во время городского боя. Однако в начале 2010 года Министерство обороны без объяснения причин отказалась от данной достаточно перспективной машины.

БМП перспективы развития в XXI веке

БМПТ "Терминатор", Россия

При этом в России создана и своя настоящая «танковая БМП», на базе того же танка Т-72. Более того, данная машина была принята на вооружение еще 10 лет назад. Машина получила название БМО-Т (боевая машина огнеметчиков тяжелая). На самом деле машина близка к классической БМП и рассчитана на перевозку 7 пехотинцев, ее собственное вооружение – 12,7-мм пулемет, управляемый дистанционно.

Бронезащита лобовой части корпуса БМО-Т отвечает уровню основного боевого танка, боковые стенки надстройки сделаны разнесенными с установкой в них топливных баков, различного оборудования и динамической защитой. Боковые стенки продлены от перегородки МТО до кормы машины. Борта корпуса также обеспечивают защиту на уровне ОБТ, с возможностью монтажа дополнительных бронеэкранов с встроенной динамической защитой.

Существует, правда, одно "но". У БМО-Т на сегодня очень узкая специализация – она перевозит только огнеметчиков (всего в боеукладке машины находится 30 пехотных огнеметов «Шмель»). Чем объясняется такая узость применения – объяснить сложно. Возможно все дело в том, что сегодня Россия является практически монополистом на огнеметы, которые все еще представляют довольно эффективное и мощное оружие не только в военном, но и в психологическом плане. При желании перепрофилировать данную машину на использование обычными пехотинцами не составит особого труда.

БМП перспективы развития в XXI веке

БМО-Т, Россия

Формально на сегодняшний день данная машина вписывается в концепцию тяжелых бригад, которые должны использовать единую гусеничную платформу. Но Т-72, безусловно, является уже достаточно устаревшей моделью. Так что будущее за машинами на платформе «Армата», разработка которой идет на «Уралвагонзаводе». Возможно, новая БМП на базе платформы «Армата» совместит в себе наработки обеих существующих сейчас моделей бронетехники: БМПТ и БМО-Т.

А что на западе?

Одной из самых современных западных БМП является немецкая «Пума», испытания которой были завершены 30 декабря 2007 года. Всего бундесвер предполагает приобретение 1200 таких машин на сумму в 3,6 млрд евро. Данная БМП создана по стандартной для машин данного класса компоновке, но имеет и ряд особенностей. МТО располагается в передней части машины и занимает 1/3 от ее длины. Механик-водитель располагается впереди слева, справа от него находится моторная перегородка силового отделения. За силовым отделением и отделением управления расположены рабочие места наводчика (слева) и командира (справа).

БМП оснащается необитаемой башней с комплексом основного вооружения. Башня находится в центральной части корпуса со смещением влево. В ней расположено основное вооружение БМП – 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней пулемет калибра 5,6 мм. Вдоль правого борта за спиной у командира БМП находится 4 сидения десанта, еще 2 сидения расположены вдоль левого борта. Крепление сидений осуществляется к крыше корпуса машины.

БМП перспективы развития в XXI веке

БМП "Пума", Германия, вариант усиления бронирования

Машина, по мнению разработчиков, обладает «непревзойденной защищенностью». Предусмотрено 3 уровня защиты машины: вариант «А» (авиатранспортабельный), вариант с повышенным уровнем защиты и вариант «С» (боевой).

В варианте «А» ее масса составляет 31,45 тонны, что обеспечивает возможность ее транспортировки по воздуху самолетами А400М. Броневой корпус обеспечивает защиту десанта (6 человек) и экипажа (3 человека) от поражения пулями крупнокалиберных снайперских винтовок и пулеметов (калибром до 14,5 мм) во всех плоскостях. В лоб «Пума» в состоянии выдержать попадание 30-мм снарядов и ручных противотанковых гранат. В варианте «С» вес машины доходит до 43 тонн. Данный вариант предполагает установку специальных бронемодулей, которые монтируются как на лобовую деталь, так и на борта, корму и крышу корпуса. Данный вариант обеспечивает машине защиту от поражения 30-мм подкалиберными снарядами и РПГ не только в лоб, но и в борта. Стоит отметить, что информация о том, какими именно РПГ и какими боеприпасами к ним не поражается данная БМП, отсутствует.

К основным недостаткам машины относят невозможность борьбы с танками и другими бронированными машинами высокой защищенности. На «Пуме» отсутствует комплекс ракетного вооружения. При этом пулемет MG-4, использующий автоматные патроны калибра 5,6 мм, также считается недостаточно мощным. Помимо этого к недостаткам относят отсутствие механического дублирования комплексом вооружений, а также малый боекомплект автоматической пушки – 200 выстрелов. Еще 200 снарядов хранятся в лентах внутри корпуса машины, и для того чтобы произвести перезарядку, экипаж должен покинуть БМП.
Прикрепления: 5292771.jpg (31.3 Kb) · 4768214.jpg (30.7 Kb) · 3785489.jpg (29.9 Kb) · 2041914.jpg (33.5 Kb) · 5592657.jpg (26.5 Kb) · 7453723.jpg (36.7 Kb) · 2227555.jpg (30.9 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: